Эрнст Гомбрих, австрийский историк и теоретик искусства, в знаменитом труде "История искусства" мудро охарактеризовал термин "барокко", появившийся в XVIII столетии, как ярлык, навешиваемый консервативно настроенными просветителями, отрицающими произвольную комбинативность, вычурность и излишество форм.
Все, противоречащее устоявшимся канонам классицизма, язвительно высмеивалось и считалось недопустимым.
Но остановить стремление сильных мира сего к наслаждению роскошью, комфортом и красотой собственного жилища было невозможно. Зародившееся в XVI веке новое направление в архитектуре и идеи интерьеров уже захватили умы придворных зодчих, художников и ремесленников.
В роскошных апартаментах предпочитала жить элита древних цивилизаций, и императоры Франции и Китая, чьи дворцы XVI-XVII веков характеризуются роскошью, театральностью, помпезностью и показной парадностью, и знать при дворах Медичи.
Именно в Риме начал складываться стиль итальянского барокко, появляются приемы барочного оформления интерьеров: декорирование стен и потолков фресками, рельефным лепным орнаментом, мраморными инкрустациями, украшение помещений картинами в резных деревянных позолоченных рамах.
В оформлении учитывались целостность восприятия, единство использованных для создания антуража элементов.
Ярким примером барочного интерьера считаются дворцы в Болонье, оформленные декоратором Аннибале Карраччи, прародителем истинного барокко в интерьерном дизайне.
Невоздержанность приветствуется: просторные помещения с высокими потолками, бесконечное обилие позолоты, хрусталя, резных элементов, дорогие и добротные материалы для отделки и такие же дорогие предметы обстановки и аксессуары, избыток скульптурных изображений, объединенных в сюжетные группы.
Для идеи интерьеров барокко пришелся ко двору цветной мрамор, который в сочетании с бронзой, венецианской штукатуркой и фресками использовался для облицовки стен, но из-за непомерно высокой цены был доступен только малочисленной группе приближенных.
В Италии жилые дома богатых людей отделывали в технике finto marmo - деревом, искусно расписанным под мраморные панели. Прием позднее стали использовать декораторы других европейских стран. Истинный барокко в интерьере помещения играет важную роль в признании социального и материального статуса владельца и сообщает, что тот принадлежит к избранной сфере, находящейся в исключительном пространстве и времени.
Общей идее оформления интерьера подчиняется и выбор предметов обстановки. Итальянская мебель в стиле барокко украшается по аналогии с декором стен и потолков. Укрупняются формы и пропорций, стулья, табуреты, кресла и диваны стали удобнее - появляются мягкие подлокотники и комфортные спинки с отвалом.
Мягкая мебель массивная, с бархатной обивкой и обилием позолоченных резных элементов. В тренде высокие полукруглые глухие спинки, резные с завитками изогнутые ножки, стянутые позолоченными проногами.
В качестве декора шкафов и бюро, вытеснивших сундуки, выступают фронтоны с орнаментом, резные ножки, панели, выполненные в технике маркетри. Необходимым предметом антуража стали напольные шкафы-кабинеты с множеством ящиков и подстольем и их миниатюрные аналоги, похожие на шкатулки, отделанные тисненой, с позолотой, кожей.
Медальоны, флорентийская мозаика, перламутровые инкрустации используются в качестве украшений и дополняют фигурные карнизы, цоколи и балюстрады.
В моду вошли маленькие столы на центральной опоре, выполненной в форме вазы и декорированной кронштейнами в виде лап хищников. И снова ажурная рельефная резьба и блеск сусального золота: по краю столешницы, на массивном подстолье. Часто вместо резного рельефа используются фигурные бронзовые накладки.
Изгибы и волны все более криволинейны и сложны. Для декора волнообразных поверхностей применяется техника маркетри: мозаика из небольших кусочков шпона.
Тренд декора - ореховый шпон для фанеровки элементов из массива дуба и орех в качестве материала для резных деталей. В чести у ремесленников древесина чёрного дерева и гаванского кедра.
Для обивки мягкой мебели мастера выбирают шерстяные ткани наивысшего качества, набивной бархат из Генуи и Венеции, глазет (парчу), атласные ткани и почти отказываются от кожи и замши.
Современные направления допускают отклонения от традиционных оттенков белого, бежевого, персикового, голубого и светло-зеленого в сочетании с золотом. Смелая идея сыграть на контрасте позволила внести новые сочетания: шоколадно-коричневые оттенки, бордо для отделки стен, характерные для рококо, и выделяющиеся на их фоне золотистые, кремовые, бирюзовые тона обивки роскошной мебели.
Итальянские мебельные студии, как законодатели моды на барочные интерьеры, выработали собственную линию, показав мировой элите, что такое мебель из Италии в стиле барокко и эксклюзивный антураж.
Другие европейские производители вносят небольшие коррективы в стилевую концепцию дизайна, но специалист сразу заметит разницу между голландской мебелью, с шаровидными ножками шкафов и витыми стойками подлокотников кресел, изделиями фландрских ремесленников, чьи бюро-кабинеты, в отличие от итальянских, проще, без изобилия декоративных элементов, и моделями немецкой мебели, перегруженной обилием украшений - витых колонок, пилястров, многочисленных фигурок кариатид, живописных шаровидных опор и резного кружева. Впрочем, отказать немцам в виртуозности и мастерстве невозможно.
Как и 350 лет назад, итальянские мебельные фабрики продолжают выпускать эксклюзивные модели, сохранив традиции предшественников-ремесленников. Не бывает двух идентичных предметов мебели. Каждый стул, каждое кресло - это единичный товар даже в рамках одного мебельного гарнитура.
Для элиты XVI-XVII веков характерно стремление к обширной площади дворцовых покоев. Достаточно вспомнить большой версальский дворец Людовика XIV! Для таких просторных залов с высокими сводчатыми потолками-плафонами, с помощью росписи превращенными в бесконечную небесную перспективу, с легкими белоснежными облаками и крылатыми ангелами, художниками итальянских мебельных фабрик выпускается мебель в стиле барокко.
Невозможно воссоздать барочный интерьер в типовой городской квартире: это станет пародией на королевский антураж, даже если предметы обстановки окажутся шедевром работы итальянских мастеров известных мебельных студий.
Нет технологий превращения стесненного пространства в иллюзорный мир, где теряются реальные формы, размеры и расстояния, где господствует игра света и тени, где в чести громоздкость и театральность.
Дизайнеры, создающие интерьеры, учитывают требования к освещению помещений. Многоярусные массивные люстры с многочисленными подвесами из стекла или хрусталя дополнены настольными лампами и бра, стилизованными под фигурные подсвечники.
Для создания мягкого приглушенного света выбираются абажуры из цветных стекол, выполненные в виде витражей.
Большие зеркала в рельефных позолоченных багетах, установленные в простенках между окнами, визуально раздвинут стены помещения, многократно отражая лучи света. Для спальни светильники в стиле барокко - это классические симметричные лампы на прикроватных тумбочках, для гостиных - люстры с крупными и выразительными деталями, блеск золота и хрусталя.
* * *
Барокко - претенциозный и амбициозный столичный стиль, отождествленный с суетой и величием, пришедший на смену устойчивым и соразмерным классическим формам. Чрезмерность во всем - слишком роскошно, элитно, ирреально и преувеличенно дорого - словно говорит: "Я - для избранных".